20 апр. 2018 г.

«Звезды кинематографа: история понятия»



История кинематографа насчитывает не одно десятилетия. В его «бурлящем котле» возникло множество явлений, технологий, понятий. Одним из них стало понятие «звезда». Что же такое звезда? Небесное светило?  Раскаленное до невообразимых температур скопление радиоактивных веществ? Не совсем. Яркая точка на полотне ночного неба? Хм… вот это близко. Только, «яркая точка» - это человек, а «полотно» не небесное, а кинематографическое.

         «Звезда» - это известная персона в определенной сфере деятельности. В нашем случае – в кино. Яркая точка на кинематографическом полотне, что радует или раздражает (это как получится) глаз зрителем. Служит таким себе  «курсором», для привлечения внимания и ориентировки зрителя, на большом полотнище мирового кино. Это тот человек, о котором говорят, которого помнят, а в нашем случае – идут смотреть зрители.

         Это слово так часто маячит в заголовках журналистских материалов, что просто волей-неволей хочется узнать, как оно возникло и как развивалось?

Иветт Шовире - этуаль Парижской оперы

         Само понятие возникло в конце 19-го – в начале 20-го века в театральной среде. Именно, словом этуаль (с французского – «звезда»), называли театральных знаменитостей. В иерархической системе балетной труппы Парижской оперы, например, самых высоких по рангу танцоров официально называли «этуалями». Со временем, это понятие перекочевало в кинематограф, и приелось к обозначению востребованных и известных актеров.



         В Золотой век Голливуда, крупные студии даже создавали в своём роде «табель о рангах», в который входили самые популярные и узнаваемые актеры. Если актер узнаваем, если он нравится людям, то они будут ходить на фильмы с его участием. А если они будут ходить в кино, то студия получает прибыль. Чем больше людей ходят на этого актера или актеров, соответственно – студия получает больше прибыли. Следуя этой логике и желая получать больше прибыли, киностудии предпринимали меры по «раскрутке» и поддержанию популярности источника своих доходов. Это номенклатурная система была весьма жесткой, далеко не каждый актер мог «засиять яркою звездою». Сейчас же, номенклатурная система и сама связь понятий «киностудия-звезда» перетерпели изменения – стали более мягкими.  

       Перенесёмся сейчас в Советский союз и посмотрим, как и в каком значении употреблялось это слово там. В СССР само значение слова «звезда-знаменитость» было принижено и редко употреблялось. А зачем называть таким словом людей, даже если они знаменитости, ведь у них была своя звезда: красная и пятиконечная – знак Коминтерна, символ единства и победы мирового пролетариата на всех пяти континентах (Антарктиду обошли стороной, ведь пингвины к коммунизму не стремятся J), а эти ваши «звезды-знаменитости» - всего лишь индивидуализм и происки капиталистов-буржуев. Наверно, я немного утрирую, но в целом так оно и было. Знаменитости в «союзе» имелись, как и везде, но называли их «звездами» редко.

         Всё изменилось после распада СССР.


В независимые державы, массовым потоком хлынули различные течения, технологии, понятия и всё то, что кое-как пыталась удержать прежняя власть.  С этим же потоком, к нам вернулось это понятие. Прошло не так много времени и звёздами начали называть всех людей, мало-мальски засветившихся хотя бы в нескольких известных фильмах или сериалах.

 Сейчас «звезда» - это имидж, талант, запоминающаяся внешность, слаженная работа пиарщиков и т. д. Эти элементы могут варьироваться, комбинироваться, но хотя бы часть из этих элементов и составляют понятие «звезда». Без них, имена знаменитостей не будут встречаться в заголовках новостных сайтов. Их не будут помнить, о них не будут говорить. Без них человек желающий прославиться, не сможет стать «яркою звездою на огромном кинематографическом полотне».



Комментариев нет:

Отправить комментарий