20 апр. 2018 г.

Битва мнений: Лем vs Тарковского



         Во времена становления кинематографа, появилось такое понятие, как «экранизация». То есть, перенос на экран литературных произведений, пьес, поэм и т. д. Потом, это понятие расширилось, появились экранизации комиксов и видеоигр (условно назовем их «оригинальными историями»). Это было удобно, ведь не нужно создавать что-то новое оригинальное, а взять уже готовое, переиначить, подстроить под кинематографические каноны и снять. К тому же, немаловажный аспект экранизаций, это фанаты оригинальной истории. Например, поклонники литературного произведения, которые потенциально могут пойти на экранизацию своего любимого романа. Понравится ли данный фильм поклоннику романа или нет – это уже другая история. Но факт остается фактом – поклонник может хотя бы ради интереса прийти и посмотреть «чё там, эти киношники наснимали». Соответственно, человек пришёл, заплатил и деньги отправились в кассу студии. Сейчас, популярность произведения решает дальнейшую его судьбу в кино: будет ли он перенесен на экран или нет.

         Бывало и так, что после экранизации, оригинальная история могла стать более популярно. Ну, а бывало наоборот. Всё зависит от качества ленты, добросовестного отношения к работе, таланта постановщика. Но даже если все элементы присутствуют, то авторы оригинальных историй относились к экранизаций своих работ негативно.  Вообще, авторы и режиссеры, их взаимодействие и конфликты – тема насущная и актуальная. Сегодня хочется рассказать об одном из таких конфликтов.

         Как думаете, что будет, если два гения с противоположным мнением столкнутся лбами. Правильно, будет большой «бабах». Такой «бабах» произошел во время съемок  фильма «Солярис» (1972). Тогда лбами столкнулись  Станислав Лем – автор оригинального романа и Андрей Тарковский – режиссер экранизации. Лем и Тарковский разошлись во мнениях по поводу концепции киноленты и режиссёрских решениях принятых Тарковским. В книге «S.Beres'. Rozmowy ze Stanislawem Lemem» 1987 писатель так комментирует свою позицию: «Во-первых, мне бы хотелось увидеть планету Солярис, но, к сожалению, режиссер лишил меня этой возможности, так как снял камерный фильм. А во-вторых (и это я сказал Тарковскому во время одной из ссор), он снял совсем не «Солярис», а «Преступление и наказание». Ведь из фильма следует только то, что этот паскудный Кельвин довел бедную Хари до самоубийства, а потом по этой причине терзался угрызениями совести, которые усиливались ее появлением, причем появлением в обстоятельствах странных и непонятных. Этот феномен очередных появлений Хари использовался мною для реализации определенной концепции, которая восходит чуть ли не к КантуА совсем уж ужасным было то, что Тарковский ввел в фильм родителей Кельвина, и даже какую-то его тетю. Но прежде всего — мать, а «мать» — это «Россия», «Родина», «Земля». Это меня уже порядочно рассердило…»

         Более того, Тарковский рассматривал Космос с позиции традиционалиста, пытаясь сказать, что холодные просторы Вселенной, враждебны для человека, они неприятны и отвратительны, а вот Земля – это наш дом, он прекрасен. Но Лем считал по-другому. Он смотрел на это с позиции футуриста, фантаста. «Были мы в тот момент как две лошади, которые тянут одну телегу в разные стороны...» - пишет Лем.

За шесть недель, которые писатель провел в Москве, споря с Тарковским над фильмом, они не пришли к какому-то компромиссу. Конфликт закончился тем, что в одной из ссор, Лем обозвал Тарковского дураком и уехал к себе домой.

В итоге, мы увидели фильм так, как это видел Тарковский, а Станислав Лем мог только негативно отзываться о фильме. До судебных тяжб дело не дошло.




Комментариев нет:

Отправить комментарий